Обычному человеку требуется несколько секунд, чтобы решить, нравится ему песня или нет. Благодаря современным технологиям найти, прослушать и сохранить нашу любимую музыку стало проще, чем когда-либо прежде. Большинству из нас было бы трудно представить мир, лишенный всей записанной музыки. Это улучшает практически все сферы нашей жизни, включая автомобильные поездки, залы ожидания и даже продуктовые магазины.
Конечно, так было не всегда. До того, как эволюция прослушивания музыки привела нас туда, где мы находимся сегодня, наслаждение записанной музыкой требовало больше времени и внимания. По этой причине ранее слушатели считали записанную музыку редкой и захватывающей роскошью.
Чтобы узнать больше об истории технологии воспроизведения музыки, давайте перенесемся в 1800-е годы.
Как называются старые музыкальные аппараты?
Французский изобретатель Эдуард-Леон Скотт де Мартинвиль создал первый музыкальный проигрыватель и известную звукозаписывающую машину в начале 1800—х годов, известную как фонограф, но в его намерения никогда не входило воспроизводить эти звуки. Вместо этого его машина визуально регистрировала вибрации различных звуков и расшифровывала их для последующего изучения. Хотя фоноавтограф и не был музыкальной машиной, он стал неотъемлемой частью развития более поздних технологий.
Первым устройством для воспроизведения музыки, способным как записывать, так и воспроизводить музыку, был фонограф. Музыкальный проигрыватель старого образца, он же фонограф, был создан Томасом Эдисоном в июле 1877 года и улавливал звуки и гравировал движения на цилиндрах из фольги. Впервые Эдисону пришла в голову идея устройства для записи звука, когда он работал над своими схемами для телефонного передатчика, и он понял, что может воспроизвести эти вибрационные углубления для других целей.
С помощью механика Джона Крузи, Эдисон закончил первую модель фонографа к декабрю того же года. Первым звуком, когда-либо записанным и воспроизведенным, было исполнение Эдисоном песни “У Мэри был маленький ягненок”, вероятно, потому, что его детям в то время было 5 и 2 года. Когда изобретение сработало, Эдисон был не единственным, кто удивился. Это творение помогло ему заслужить титулы “Изобретатель века” и “Волшебник Менло-Парка”.
Хотя звукозапись была низкого качества и ее можно было воспроизвести только один раз, Эдисон непреднамеренно вызвал революцию в музыкальной индустрии. Если бы кто-нибудь мог спросить, он, вероятно, был бы шокирован эволюцией своего изобретения. Его первоначальные планы относительно старого музыкального проигрывателя phonograph были сосредоточены на деловой дикции, а не на музыке. Тем не менее, он заложил основу для всех будущих музыкальных устройств и звукозаписывающего оборудования.
Музыкальные устройства 1800-х годов
До того, как музыкальные машины превратились в устройства беспроводного прослушивания, которые мы имеем сегодня, они начинались как графофоны, граммофоны и музыкальные шкатулки. После того, как фонограф Эдисона стал известен широкой публике, другие изобретатели начали использовать те же методы, что и он, для создания новых и более совершенных способов записи звука. Их усовершенствования и дополнения сыграли не менее важную роль в истории старых устройств для воспроизведения музыки, таких как граммофоны, пианино и музыкальные автоматы.
- Графофон
Александр Грэм Белл — тот самый человек, ответственный за изобретение телефона, — также был первым, кто изменил конструкцию Эдисона. Вместо цилиндров из фольги Белл использовал восковые цилиндры для своего графофона, потому что они имели более прочные выступы и были более эффективны при записи звуков. Подобно Эдисону, Белл и его команда коллег-изобретателей при разработке дизайна не думали о музыке. Они думали, что это будет полезный инструмент для записи телефонных разговоров.
- Граммофон
Примерно в то же время, когда Белл вносил свои усовершенствования, немецко-американский изобретатель по имени Эмиль Берлинер работал над своей собственной модификацией — граммофоном. Хотя вы часто встретите, что “граммофон” и “фонограф” используются взаимозаменяемо, они немного отличаются. В 1887 году Берлинер запатентовал первое устройство для записи звука, в котором использовались плоские диски с канавками, а не цилиндры. Эти плоские диски являются самой ранней известной версией пластинки, которая позже была создана из винила.
Берлинер выбрал плоские диски, потому что их было проще и дешевле воспроизводить, что делало их более доступными для широкой публики. В конечном итоге появились диски, которые мы знаем сейчас как “78s”. Это был тип ранних пластинок со скоростью воспроизведения 78 оборотов в минуту. Если вам повезет, вы и сегодня можете найти несколько моделей 78-го года выпуска на коллекционном рынке.
Прошло совсем немного времени, прежде чем несколько компаний построили по дизайну Berliner. Благодаря таким компаниям, как Victor Talking Machine Company и их запатентованной машине Victrola, к 1900-м годам граммофоны массового производства были готовы для широкой публики.
- Музыкальные шкатулки
Поскольку никто точно не знает, когда появились первые музыкальные шкатулки, многие эксперты сходятся во мнении, что этот ранний музыкальный проигрыватель существовал до известных устройств, которые мы уже обсуждали. Однако, в отличие от фонографа, музыкальные шкатулки не были предназначены для записи звука. Вместо этого они использовали крошечные настроенные металлические гребенки, установленные внутри диска. При движении стальные штифты перемещались по гребенке, издавая нежный звук.
Одним из первых известных изобретателей этой технологии был швейцарский часовщик Луи Фавр, который в значительной степени способствовал росту популярности этих механизмов. К 1815 году музыкальные шкатулки были богато украшены и имели сложный дизайн, а некоторые даже могли воспроизводить несколько песен. Со временем устройства стали еще более совершенными с добавлением других звукоизвлекающих элементов, таких как колокольчики и тарелки.
Как только фонограф Эдисона стал широко известен, популярность музыкальных шкатулок пошла на спад — но только на некоторое время. Хотя они так и не достигли того уровня популярности, который был когда-то, эти предметы пользуются спросом во многих коллекциях антикваров и любителей музыки.
Музыкальные устройства 1900-х годов
Хотя 1800-е годы были захватывающим временем в истории музыкальных проигрывателей, они были только первой главой. На протяжении 1900-х годов музыкальные проигрыватели развивались быстро и часто.
- Радиоприемники
Вплоть до 1920-х годов радиоприемники использовались почти исключительно для морской и военной связи. Однако после окончания Первой мировой войны люди начали покупать радиоприемники для частного использования. В конце концов, общественные вещательные станции, включая Британскую телерадиовещательную компанию (BBC), начали заполнять эфир новостями и развлекательными программами. KDKA компании Westinghouse была первой радиостанцией, официально лицензированной правительством.
В первые годы существования частного радио развлечения появлялись в форме вещания сериальных программ, которые были похожи на то, что сегодня предлагают аудиокниги и телевизоры. Слушатели каждый день или неделю настраивались на прослушивание новой главы или эпизода непрерывной истории.
Хотя музыканты также могли играть на этих пианино вручную, они были созданы для воспроизведения живых выступлений. Если бы вы закрыли глаза, вам, возможно, было бы трудно поверить, что там никто не играет музыку.
- Bodson Double Tino
Bodson Double Tino 1928 года выпуска был похож на Accordeo Boy тем, что в нем были представлены движущиеся музыкальные автоматы. Разница в том, что вместо шоу одного человека в Double Tino участвуют два участника группы. Одна фигура, похожая на оригинального мальчика—аккордеониста, играет на аккордеоне, в то время как другая — барабанщик, который играет на малых и басовых барабанах, а также на тарелках.
Двухместный Tino представляет собой настоящее шоу, а тот, что выставлен в автомобильном музее Volo, является очень редкой находкой родом из Ниццы, Франция.
- Паровые каллиопы
Когда был изобретен первый портативный музыкальный проигрыватель? Спросите любого, и он, скорее всего, упомянет транзисторные радиоприемники, Walkman или MP3-плееры. Однако была одна ранняя версия “портативной” музыки, которую вам не следует упускать из виду — steam calliopes.
Паровые каллиопы представляли собой паровые органы, которые производили громкие звуковые эффекты и музыку, чтобы привлечь внимание прохожих. Многие из них были встроены в транспортные средства для максимальной мобильности, включая тот, который размещался в Volo. Наша цирковая каллиопа восседает на Ford Model A, что делает ее уникальным зрелищем для тех, кто интересуется как музыкой, так и историей автомобилей.
- Танцевальные органы
До Первой мировой войны танцевальные органы были очень популярны по всей Европе. Эти машины представляли собой гигантские органы, продававшиеся танцевальным залам и передвижным шоу вместо полноценных оркестров.
91-клавишный оркестр танцевального зала Мортье Volo 1947 года выпуска – прекрасное произведение в стиле ар-деко, первоначально предназначенное для использования в помещении танцевального зала Crystal Palace в Бельгии. Известный органный мастер Джонни Вербейч умело восстановил реликвию — проект обошелся в 150 000 долларов — и оживил звучание этого танцевального органа. Поскольку Mortier использует механику вместо цифрового звука для воспроизведения реальных инструментов, это действительно звучит так, как будто играет оркестр.
Потребовался вилочный погрузчик, чтобы доставить эту 1,5-тонную машину на выставку, но когда вы послушаете музыку, которую она воспроизводит, и увидите световое шоу, меняющее цвет, вы поймете, почему все это того стоило.
- Автоматические трубные органы
Позже был изобретен автоматический орган, который воспроизводил музыку с рулонов бумаги с гравировкой. Ранние версии этого аппарата использовались в кинотеатрах для воспроизведения немых фильмов в качестве саундтрека. Как только дизайнеры придумали способ воспроизводить музыку нескольких жанров на автоматическом органе, театры по всей стране начали использовать их для улучшения впечатлений от просмотра.
- Музыкальные автоматы
Если учесть тот факт, что большинство людей сегодня все еще знают о музыкальных автоматах и, вероятно, видели их или даже пользовались ими, вы начнете понимать огромную популярность этих музыкальных проигрывателей после того, как они появились на сцене в начале 1930—х годов. Ранние версии музыкального автомата технически были просто фонографами с монетным управлением, но не их функция сделала их популярными. Именно пространства, которые образовались вокруг этих автоматов — заведения, известные как juke joins, — сформировали музыкальную культуру в том виде, в каком мы ее знаем.
Производство музыкальных автоматов замедлилось во время Второй мировой войны, но возобновилось после ее окончания. Эти музыкальные проигрыватели были доступны в красочных вариантах с подсветкой. Возможность видеть, как автомат “выбирает” запись после того, как слушатель вставил монетку и выбрал песню, превратила их в зрелище как для ушей, так и для глаз.
- Драм-машины
Драм-машина, далекая от традиционного устройства для прослушивания музыки, играет ключевую роль в истории звукозаписывающего оборудования и в том, как группы из одного человека выступают вживую.
Первая драм-машина, получившая название Rhythmicon, была разработана в 1930 году Леоном Терменом.
Первоначальные конструкции драм-машин были сосредоточены на повторении и воспроизведении серии высот и тонов, которые можно было объединить в определенные паттерны. Ритмикон мог размещать до 16 нот в паттерне. В то время Rhythmicon был создан с целью иметь возможность воспроизводить несколько ритмических паттернов одновременно — действие, которое было невозможно для одного человека, играющего на традиционной клавиатуре.
Rhythmicon не имел успеха на рынке, но дизайн вдохновил будущих изобретателей, таких как Chamberlin Rhythmate, на создание более совершенных драм-машин, которые могли воспроизводить магнитофонные циклы предварительно записанных ритмов. Клавиатура для драм-машин Rhythmate появилась на рынке в 1957 году и была продана тиражом около 100 единиц. Начиная с 1960-х годов, ранние версии таких компаний, как Korg, Yamaha и Roland, создавали драм-машины с большим количеством программируемых возможностей для использования в различных жанрах.
Драм-машины стали огромной частью индустрии популярной музыки в 1980-х годах, когда артисты и слушатели стали одержимы электронными инструментами и звуковыми эффектами.
- Транзисторные радиоприемники
В 1954 году, через несколько десятилетий после того, как радиоприемники стали обычным явлением в американском доме, подразделение Regency Industrial Development Engineering Associates и Texas Instruments совместно выпустили то, что стало следующим крупным событием в истории музыки — транзисторное радио.
Самой ранней моделью этого портативного музыкального плеера был Regency TR-1, радиоприемник размером примерно 5 на 4 дюйма, заключенный в пластик, с разъемом для наушников и элементами управления для удобства прослушивания. По мере того как рок-н-ролл набирал обороты, устройство, когда-то предназначавшееся для взрослых, стало хитом среди подростков по всему миру. Оно также положило начало движению за мобильность в музыкальной индустрии, которое существует до сих пор.
- Аудиокассеты и Walkman
Американская радиокорпорация (RCA) выпустила первую серию аудиокассет в 1958 году, но они не пользовались успехом до тех пор, пока Филлипс не сократил дизайн и не создал кассету, на которую люди могли бы записывать. В 1966 году Нина Симон, Эрта Китт и Джонни Матис были одними из первых артистов, записавших альбом, выпущенный на аудиокассете. К 70-м годам люди слушали своих любимых музыкантов, не выходя из своих домов и автомобилей.
Развивая популярность портативного транзисторного радиоприемника, корпорация Sony выпустила Sony Walkman TPS-L2 в 1979 году. Walkman представлял собой легкий портативный кассетный проигрыватель с двумя отдельными разъемами для наушников для двойного прослушивания. На протяжении большей части 1980-х годов Walkman доминировал в музыке и поп-культуре.
Продвинутые версии, такие как плееры на солнечных батареях и Walkmans со встроенными радиоприемниками, также были популярны.
- Бумбоксы
Бумбоксы были еще одной широко используемой формой портативной музыки, хотя они сильно отличались от портативных плееров или транзисторных радиоприемников. Вместо маленьких карманных устройств бумбокс представлял собой портативное радио большего размера, работающее на батарейках. Привлекательностью этих музыкальных плееров были встроенные динамики, которые были достаточно громкими, чтобы весь район слышал, как играет ваша музыка, когда вы проходите мимо.
На протяжении конца 70-х и середины 90—х бумбоксы были больше, чем музыкальным устройством – они стали символом моды городского общества. Многие считают, что бумбоксы сыграли неотъемлемую роль в распространении жанра хип-хоп, который приобрел популярность примерно в то же время.
- Проигрыватели компакт-дисков
Объединив идеи и технологии, лежащие в основе ранних музыкальных проигрывателей и современных портативных устройств, компакт-диски (CD) стали следующим естественным шагом после кассет. В 1982 году Sony выпустила первый коммерчески доступный проигрыватель компакт-дисков, известный как Sony CDP-101.
Когда Dire Straits выпустили свой новый альбом “Brothers in Arms” в 1985 году, впервые в истории музыки CD-версия превзошла кассету по продажам. Вскоре после этого продажи компакт-дисков резко подскочили, и студии переключили свое внимание, сделав эти диски постоянным элементом эволюции устройств для воспроизведения музыки.
Другие версии компакт—дисков – CD-recordable (CD-R) и CD-rewritable (CD—RW) – позволяли отдельным лицам приобретать чистый диск и записывать свои собственные звуки, что делало их удобным способом обмена музыкой и другим звуковым контентом. Эта возможность привела к созданию одноранговых сайтов для обмена музыкой, что означало, что любой желающий мог найти песню в Интернете и загрузить ее на свой CD-R или CD-RW для пользовательской компиляции.
Первоначальные версии проигрывателей компакт-дисков были, по сути, радиоприемниками со встроенными устройствами чтения дисков, но вскоре на рынке появились портативные проигрыватели компакт-дисков.
- MP3-плееры
После успешного дебюта прототипа первого MP3-плеера Saehan Information Systems в 1998 году запустила массовое производство MPMan F10. Вскоре после этого Diamond Multimedia выпустила чуть более доступный Rio PMP300, и MP3-плееры стали следующей большой новинкой в музыке.
Эти ранние устройства были громоздкими и имели мало места для хранения, но они все еще были частью движения за мобильность, которого слушатели стали ожидать от музыкальных плееров к концу 1990-х и началу 2000-х годов. И снова слушатели использовали одноранговые веб-сайты для загрузки музыки, а также программное обеспечение конкретного производителя. Самый известный пример – iPod от Apple в 2001 году. После того как Apple также открыла iTunes, веб-музыкальную библиотеку, стоящую за iPod, для пользователей ПК с Windows, MP3-плееры доминировали на рынке.
В то время звукозаписывающие компании и исполнители поощряли слушателей платить за цифровые альбомы или приобретать отдельные песни, которые они хотели для своих музыкальных коллекций. MP3-плееры знаменуют собой значительный сдвиг в музыкальной индустрии, поскольку с середины 2000-х годов цифровые формы медиа будут контролировать рынок по сравнению с физическими носителями.
Где мы находимся сегодня
Как изменились музыкальные плееры с тех пор? 1900-е годы принесли революционные изменения в мир музыки, оставив нам прочную основу для технологий, которыми мы пользуемся сегодня. Вот краткий обзор того, куда привела нас эволюция портативных музыкальных плееров:
MP3-плееры: Популярность MP3-плееров и iPod-плееров сохранялась на протяжении 2000-х годов, с дополнительными улучшениями, такими как возможность использования сенсорного экрана. В середине 2010-х они начали терять популярность после того, как смартфоны стали достаточно продвинутыми для встроенного прослушивания музыки.
Потоковая передача музыки: После запуска YouTube в 2005 году потоковая передача музыки через Интернет и другие потоковые сервисы, такие как Spotify, позволили слушателям с легкостью просматривать и выбирать определенные песни. Слушателям больше не нужно достаточно места для хранения своих обширных библиотек загруженной музыки. Вместо этого теперь мы можем создавать, сохранять и пересматривать десятки персонализированных плейлистов и делиться ими с другими в несколько кликов.
Беспроводное прослушивание: Благодаря технологии Bluetooth особое внимание уделяется прослушиванию музыки в частном порядке, но без необходимости использования проводных наушников. Вместо этого многие современные слушатели используют перезаряжаемые вкладыши или гарнитурные наушники.
В дополнение к современным технологиям, многие ключевые устройства в эволюции музыкальных плееров все еще существуют сегодня. Вариации популярных машин, таких как музыкальные автоматы, игрок пианино и музыкальные автоматы можно встретить в развлекательных заведениях всего мира.